Общие понятия о государственном праве.
1. Понятие и признаки государства.
2. Форма государства.
3. Механизм и функции государства.
4. Понятия и признаки права.
5. Источники права
6. Принципы права
7. Норма права.
8. Правоотношение
9. Юридическая ответственность.
- 1. Понтия и признаки государства:
Государство – это политическая организация общества, обладающая монополией принятия и применения права, осуществляемая компетентными лицами публичную власть на определенной территории, над определенным населением, которому в случае необходимости может быть применена сила принуждения, являющаяся монополией государства.
Признаки государства:
1) Государственная власть (сила принуждения)- это единственная власть организованная и выраженная в определенном механизме (круг компетентных лиц или органов) которая осуществляет управление населением, применяя в случае необходимости силу принуждения для исполнения функций государства. Публичная власть осуществляется по трем направлениям: Законодательная, Исполнительная, Судебная – каждая из которых реализуется соответствующими органами, Законодательная – парламентом, Исполнительная – правительством, Судебная – осуществляет контроль.
2) Территория – необходимы признак государства, который предполагает земную поверхность, водное пространство, воздушное, а также недра земли до глубин возможных достижению, с имеющейся на данный момент техникой, в рамках определенных государственных границ.
3) Население – состоит из всех физических лиц, проживающих на территории данного государства, между большинством населения и государством создается специфическая связь – гражданство, определяющая принадлежность данного лица к данному государству. Статус ГРАЖДАНИНА ведет к определенным правам и обязанностям лица, а также к определенным правам и обязанностям государства.
4) Выплата населением налогов и государственных пошлин.
5) Принятие и применение права – только государство обладает монополией издания нормативных актов и применения их посредством компетентных органов.
6) Суверенитет государства – предполагает что публичная власть распространяется на всю территорию государства и на его население являясь высшей государственной властью и не допускает какой либо другой власти осуществлять правление на данной территории и над этим населением. Суверенитет включает 2 характеристики, верховенство и независимость государственной власти, верховенство – это характеристика относящаяся к внутренним функциям государства, то есть государственная власть является верховной, по отношению ко всем существующим. Независимость государственной власти относится к внешним функциям (отношениям) государства, то есть в отношениях данного государства с другими государствами и означает что каждое государство свободно и по собственному усмотрению без вмешательства других государств устанавливает свою внешнюю и внутреннюю политику.
2. Форма государства – предполагает и определяет формирование государственных органов власти, осуществление ими функций государства, внутреннюю и внешнюю структуру государства, а также методы, принципы осуществления власти, таким образом концепция формы государства включает в себя 3 аспекта:
a)) Форма государственного правления – определяет способ формирования государственной власти, компетенцию органов власти и характер авторитета данной власти. Различаем следующие формы государственного правления – монархия и республика.
Монархия – такая форма государственного правления где глава государства не избирается народом, а приходит к власти по принципу наследования этого титула, на неопределенный период времени(до смерти). Различаем абсолютные монархии, где все 3 ветви власти осуществляются монархом. Конституционные монархии – на ряду с монархом организуются органы государственной власти.
Республика – такая форма государственного правления, в рамках которой власть осуществляется компетентными государственными органами, в формировании котороого участвует население, петем выбора, и которая осуществляет деятельность правления в рамках определенного срока. Лица которые составляют данные государственные органы отвечают юридически за свою деятельность. Различаем парламентские республики, президентские республики и семи – президентские республики(Парламент, правительство и президент имеют расширенные функции).
b) Форма государственного устройства – определяет разделение государства на территориальные единицы либо на автономные государственные образования, а также отношению между ними и отношения между каждым образованием (территориальной единицей) и государством в целом. Различаем следующие формы государственного устройства:
1) Простые (унитарные) – характеризуются наличием одного ряда государственных органов, единым законодательством, а государство подразделяется на административно – территориальные единицы (Болгария, Франция, Румыния). Различаем унитарные государства централизованного и децентрализованного характера ( последние предполагают наличие автономных единиц, например Гагаузия в РМ)
2) Федерации (Сложные федеративные государства) – характеризуются разделением территории государтсва на гос. образованные политически автономные части (члены федерации), наличие нескольких уровней государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных – на уровне каждого члена государства и на федеральном уровне), наличие двойного законодательства. (США, Канада, РФ, Германия, Великобритания, Австралия). Главное – ненарушение конституции и федеративных законов.
3) Конфедерация (Сложные государства конфедерации) – союзы суверенных государств, объединяющиеся в целях реализации общей идеи, экономического , военного, научного и др. Характеров, при достижении которого конфедерация трансформируется либо в федерацию, либо распадается на унитарные государства. На уровне конфедерации не существует высших органов власти, создается лишь координирующий совет в лицах глав государств, который определяет общие направления деятельности для реализации общей цели. На данный момент нет ни одной конфедерации. (Сине Гамбия, Германия в 19 веке)
c)Форма государственного режима - определяет ансамбль методов (совокупность принципов) осуществления государственной власти, различают авторитарные политические режимы и демократические. Авторитарные – предполагают основная часть населения не участвует в осуществлении государственной власти, власть осуществляется в интересах одного или нескольких лиц путем нарушения прав и свобод граждан.
3. Механизм и функции государства
Механизм государства представляет собой совокупность институтов, органов, образующих определённую систему, где один подчиняется другому, и с помощью которых осуществляется государственная власть. Каждый государственный орган преследует цель осуществления власти, исполняя определенные функции государства на основании компетенции установленной в законе. Некоторые государственные органы имеют определенную структуру (департаменты, отделы, секции и др.), другие не имеют такой структуры, в состав их входит одно лицо – президент. Каждый орган обладает определенной компетенцией, выражающейся в правах и обязанностях, в целях осуществления функций государства. Механизм государства состоит из государственных органов и государственные организации. Органы непосредственно осуществляют государственную власть (парламент, президент, правительство). Организации осуществляют различные виды деятельности экономического, культурного, научного (академия наук) характера.
Функции государства – основополагающие виды деятельности государства, в которых выражается его сущности, различаем внутренние и внешние функции государства.
К Внутренним относятся:
1) установление и защита правового порядка и национальной безопасности
2) организация и правление обществом (населением)
3) защита прав и свобод населения
4) экономическая функция
5) культурно идеологическая
6) экологическая и др.
К Внешним функциям относятся:
1) Развитие новых отношений экономического и другого характера сотрудничества с другими государствами
2) Защита международной безопасности и мира
3) Защита страны от внешнего вмешательства
4) Преодоление всемирного экономического кризиса
- Понятие и признаки права
Право рассматривается в 2-ух аспектах:
- Объективный - право в объективном смысле представляет собой совокупность норм поведения, норм права, установленные или утвержденные государственной властью и которые регулируют основные главные общественные отношения; это правила поведения, которые обладают имперсональным и общим характером, выражают общественную волю, являются точно определенными и обязательными, исполнение которых в случае необходимости обеспечивается силой принуждения. (Совокупность всех норм и правил поведения, всё что занесено в законы).
Признаки объективного права:
- Совокупность, определенно организованная система правил поведения, тесно связанных между собой, то есть это правовые (юридические) нормы, предусмотренные нормативными актами (законами, решениями правительства, декреты президента и др)
- Эти нормы установлены либо утверждены государственно властью, то есть формирование права – это монополия государственной власти
- Эти нормы обладают общим имперсональным характером, (ни один закон не предусматривает личного или персонального участия в условиях права, для всех одинаковый исход)
- Эти нормы поведения являются обязательными, и в случае необходимости обеспечиваются силой принуждения. (Если закон предусматривает делать или не делать, вы обязаны так поступать и вести себя)
- Эти нормы поведения выражают волю большинства населения
- Субъективное право – прерогатива, приоритет, предусмотренный в объективном праве и которым обладает каждый индивид. Последний обладает возможностью осуществлять какие либо действия, либо требовать эти действия от других лиц для обеспечения и реализации своих интересов и целей, необходимых для жизни (право на труд, право заключать брак, право на образование – оно должно быть реализовано, потому закон предусматривает наличие органов исполнения).
5. Источники права
Под источником права понимают: форму выражения норм права, поэтому наз. формальными источниками права к таковым относится:
1. Юридический обычай – это норма поведения которая формируется путём единого его исполнения длительный период из поколения в поколение. Юридический обычай как источник права характерен англосаксонскому праву (США, Великобритания и др.) в Молдове этот источник не является правом
2. Юридический прецедент – означает что конкретное решение суда по конкретному делу приобретает обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел ниже стоящих инстанций. (так же англосаксонское право)
3. Доктрина (наука) – включает в себя совокупность идей концепции теорий относительно норм права, правоотношений и права в целом. Доктриной является не прямым источником потому что никакой научный деятель не может указывать определенные обязательных действия, но наука стоит в истоках возникновения любого закона т.к. любой закон до его принятия должен быть сформулирован, создан, спроектирован, чем и занимаются научные деятели
4. Нормативный договор – представляет собой соглашение между двумя или более участников отношения и которые имеет обязательный характер по отношению к ним, устанавливая определенные права или обязанности. Различают внутренние (национальные) нормативного договора (например: коллективный труд договор который заключается между организацией и представителей работников) и внешние (международные договора заключаются на меж–государственном уровне)
5. Нормативный акт – это документ принятый в определенном порядке компетентными органами или должностными лицами. Нормативные акты делятся на:
– законы
– подзаконные нормативные акты
Законы – это нормативные акты, принятые парламентом.
Различаем:
● Конституционные – определяют экономические, политические, социальные,
структурные основы государства.
● Органические – которые регулируют основную часть отношений в государстве
во всех направлении его деятельности (гражд. кодекс, уголовный,
административный, о выборах)
● Ординарные – которые регулируют конкретный вид отношений (закон о векселях)
Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановлением), министерством (положения), органы местного самоуправления, которые предусматривают правила поведения общего характера и которые не должны противоречить законам.
6. ПРИНЦИП ПРАВА
Под принципом права понимаем основную идею, фундамент систему права в целом, которая обеспечивает связь между нормами права. Различаем:
- общие принципы – которые характерны всем отраслям права
- межотраслевые принципы – характерны двум или более но не всем отраслям права
(например: принцип презумпции невиновности)
- отраслевые принципы – те принципы которые характерны одной отрасли права
(принцип моногамности в семейном праве)
(Моногамия — брак, единобрачие, историческая форма
брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два
представителя противоположных полов.)
Общими принципами являются:
1) принцип законности – все на основании законов (и формирование органов, и создание предприятий, и компетенция, право образования)
2) принцип свободы и равноправия – означает, что все лица свободные и равны перед законом независимо от расы, полового признака, соц. принадлежности, занимаемой должности и т.д.
3) принцип ответственности – означает, что все граждане обязаны отвечать за законные и незаконные действия
4) принцип юстиции – означает, что в случае нарушения права лицо может обратиться в компетентные органы для разрешения конфликты справедливым путём.
5) Принцип разделения властей – означает, что все три власти должны осуществляться различными органами независимыми друг перед другом и поэтому не разрешается, чтоб одно и то же лицо занимало две должности представляющие разные две власти.
7. НОРМЫ ПРАВА
Норма права – это частица системы права в объективном смысле, поэтому ей характерны все признаки объективного права (см. четвертый вопрос)
Норма права структурно делится на три элемента:
- гипотеза – определяет условия и круг лиц, к которым относится
- диспозиция – определяет конкретное поведение субъекта (устанавливает права и обязанности)
- санкция – устанавливает меры стимуляции (поощрения) в случае соблюдения диспозиции или устанавливает наказание за не соблюдение правил поведения.
Нормы права классифицируются по различным критериям:
1) в зависимости от их функции:
а) регулятивные – которые обеспечивают нормальное развитие отношения в государстве путем их регулирования устанавливая права и обязанности
б) охранные нормы – которые обеспечивают порядок защиты нарушенных прав
2) регулятивные нормы делятся на:
а) императивные – которые устанавливают обязанности действовать
определенным образом либо обязанность бездействия.
б) диспозитивные – которые дают возможность участникам отношении
самостоятельно выбирать то или иное действие.
3) в зависимости от сферы действия:
а) общие нормы – которые применяются на всей территории государства
б) специальные нормы – кот относятся к определенной категории лиц и определяется на определенном участке государства
4) в зависимости от периода действия:
постоянные и временные.
Нормы права формируют систему права группируясь в определенные подгруппы, последние составляют элементы системы права таковыми являются:
а) отрасли права – это совокупность норм права регулирующих определенные общественные отношения (гражданское, уголовное, административное право)
б) правовой институт – совокупность норм права, регулирующие конкретный вид отношений из определенной отрасли права (институт права собственности, институт права наследования в гражданском праве)
Таким образом, система права состоит из совокупности отраслей права, которые в свою очередь включают в себя правовые институты.
8 Правоотношение
Это спец-связь между его участниками, которые обладают определёнными правами и обязанностями и осуществляют их с целью удовлетворения потребностей и своих интересов, а порядке обеспеченном и гарантированном законом. Любое правоотношение это общественное отношение, регулируемое нормами права. Правоотношение характеризуется следующими признаками:
1) социальный характер – т.к. возникает между людьми
2) вольный характер – означает что при вступлении в правоотношение а так же при их изменении или прекращении необходимо выражение воли участников.
3) ценностный характер – т.е. по средством правоотношениям обеспечивается циркуляция или обмен различных ценностей, а так же защита права.
4) исторический характер – любое правоотношение возникает на определенном этапе развития общества и развивается вместе с ним.
Любое правоотношение имеет определенную структуру элементами которой являются:
1) субъекты – участники правоотношения, которое обладает определенными правами и обязанностями.
2) объект правоотношения – это действие участников правоотношения по реализации прав или исполнение обязанностей.
3) содержание правоотношения – это совокупность прав и обязанностей участников.
9 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ
Юридическая ответственность – это мера принуждения применяемая к лицу нарушившему закон, мера которой состоит в несении определенных последствий материального или личного характера.
Юридическая ответственность – право возникающие между правонарушителем с одной стороны и государством и потерпевшей стороной с другой стороны. Юридическая ответственность возникает на основании правонарушения. Правонарушение в зависимости от социальной угрозы может быть проступком, преступлением, дисциплинарным нарушением и т.д. Правонарушение включает 4 элемента:
1) объект – это на что посягает правонарушитель (конкретные правоотношение, конкретная ценность)
2) субъект – это правонарушитель, который достиг определенного возраста и находится в здравом уме.
3) объективная сторона – включает в себя непосредственно то действие или бездействие посредством, которого и нарушается закон. Так же объективная сторона включает (место, время, способ совершения правонарушения, нанесенный ущерб) а так же причинную связь между правонарушением и ущербом.
4) субъективная сторона – определяет отношение правонарушителя к характеру и последствия своих действий или бездействии противоречащих закону, сюда входят (вина и мотив)
Вина бывает 2 форм:
а) умысел (прямой, косвенный)
б) неосторожность (небрежность, самонадеянность)
Мотив (месть и др.)