Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Опрос сайта
Как вам обновленный сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Ужасно
4. Неплохо
5. Плохо
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 12

Статистика
Яндекс.МетрикаHitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 

 Общие понятия о государственном праве.               

1. Понятие и признаки государства.

2. Форма государства.

3. Механизм и функции государства.

4. Понятия и признаки права.

5. Источники права

6. Принципы права

7. Норма права.

8. Правоотношение

9. Юридическая ответственность.

 

  1. 1.      Понтия и признаки государства:

Государство – это политическая организация общества, обладающая монополией принятия и применения права, осуществляемая компетентными лицами публичную власть на определенной территории, над определенным населением, которому в случае необходимости может быть применена сила принуждения, являющаяся монополией государства.

Признаки государства:

1)                 Государственная власть (сила принуждения)- это единственная власть организованная и выраженная в определенном механизме (круг компетентных лиц или органов) которая осуществляет управление населением, применяя в случае необходимости силу принуждения для исполнения функций государства. Публичная власть осуществляется по трем направлениям: Законодательная, Исполнительная, Судебная – каждая из которых реализуется соответствующими органами, Законодательная – парламентом, Исполнительная – правительством, Судебная – осуществляет контроль.

2)                 Территория – необходимы признак государства, который предполагает земную поверхность, водное пространство, воздушное, а также недра земли до глубин возможных достижению, с имеющейся на данный момент техникой, в рамках определенных государственных границ.

3)                 Население – состоит из всех физических лиц, проживающих на территории данного государства, между большинством населения и государством создается специфическая связь – гражданство, определяющая принадлежность данного лица к данному государству. Статус ГРАЖДАНИНА ведет к определенным правам и обязанностям лица, а также к определенным правам и обязанностям государства.

4)                 Выплата населением налогов и государственных пошлин.

5)                 Принятие и применение права – только государство обладает монополией издания нормативных актов и применения их посредством компетентных органов.

6)                 Суверенитет государства – предполагает что публичная власть распространяется на всю территорию государства и на его население являясь высшей государственной властью и не допускает какой либо другой власти осуществлять правление на данной территории и над этим населением. Суверенитет включает 2 характеристики, верховенство и независимость государственной власти, верховенство – это характеристика относящаяся к внутренним функциям государства, то есть государственная власть является верховной, по отношению ко всем существующим. Независимость государственной власти относится к внешним функциям (отношениям) государства, то есть в отношениях данного государства  с другими государствами и означает что каждое государство свободно и по собственному усмотрению без вмешательства других государств устанавливает свою внешнюю и внутреннюю политику.

 

2. Форма государства – предполагает и определяет формирование государственных органов власти, осуществление ими функций государства, внутреннюю и внешнюю структуру государства, а также методы, принципы осуществления власти, таким образом концепция формы государства включает в себя 3 аспекта:

a)) Форма государственного правленияопределяет способ формирования государственной власти, компетенцию органов власти и характер авторитета данной власти. Различаем следующие формы государственного правления – монархия и республика.

 Монархия – такая форма государственного правления где глава государства не избирается народом, а приходит к власти по принципу наследования этого титула, на неопределенный период времени(до смерти). Различаем абсолютные монархии, где все 3 ветви власти осуществляются монархом. Конституционные монархии – на ряду с монархом организуются органы государственной власти.

Республика – такая форма государственного правления, в рамках которой власть осуществляется компетентными государственными органами, в формировании котороого участвует население, петем выбора, и которая осуществляет деятельность правления в рамках определенного срока. Лица которые составляют данные государственные органы отвечают юридически за свою деятельность. Различаем парламентские республики, президентские республики и семи – президентские республики(Парламент, правительство и президент имеют расширенные функции).

b) Форма государственного устройства – определяет разделение государства на территориальные единицы либо на автономные государственные образования, а также отношению между ними и отношения между каждым образованием (территориальной единицей) и государством в целом. Различаем следующие формы государственного устройства:

 1) Простые (унитарные) – характеризуются наличием одного ряда государственных органов, единым законодательством, а государство подразделяется на административно – территориальные единицы (Болгария, Франция, Румыния). Различаем унитарные государства централизованного и децентрализованного характера ( последние предполагают наличие автономных единиц, например Гагаузия в РМ)

2) Федерации (Сложные федеративные государства) – характеризуются разделением территории государтсва на гос. образованные политически автономные части (члены федерации), наличие нескольких уровней государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных – на уровне каждого члена государства и на федеральном уровне), наличие двойного законодательства. (США, Канада, РФ, Германия, Великобритания, Австралия). Главное – ненарушение конституции и федеративных законов.

3) Конфедерация (Сложные государства конфедерации) – союзы суверенных государств, объединяющиеся в целях реализации общей идеи, экономического , военного, научного и др. Характеров, при достижении которого конфедерация трансформируется либо в федерацию, либо распадается на унитарные государства. На уровне конфедерации не существует высших органов власти, создается лишь координирующий совет в лицах глав государств, который определяет общие направления деятельности для реализации общей цели. На данный момент нет ни одной конфедерации. (Сине Гамбия, Германия в 19 веке)

c)Форма государственного режима -  определяет ансамбль методов (совокупность принципов) осуществления государственной власти, различают авторитарные политические режимы и демократические. Авторитарные – предполагают основная часть населения не участвует в осуществлении государственной власти, власть осуществляется в интересах одного или нескольких лиц путем нарушения прав и свобод граждан.

 

3. Механизм и функции государства

Механизм государства представляет собой совокупность институтов, органов, образующих определённую систему, где один подчиняется другому, и с помощью которых осуществляется государственная власть. Каждый государственный орган преследует цель осуществления власти, исполняя определенные функции государства на основании компетенции установленной в законе. Некоторые государственные органы имеют определенную структуру (департаменты, отделы, секции и др.), другие не имеют такой структуры, в состав их входит одно лицо – президент. Каждый орган обладает определенной компетенцией, выражающейся в правах и обязанностях, в целях осуществления функций государства. Механизм государства состоит из государственных органов и государственные организации. Органы непосредственно осуществляют государственную власть (парламент, президент, правительство). Организации осуществляют различные виды деятельности экономического, культурного, научного (академия наук) характера.

            Функции государства – основополагающие виды деятельности государства, в которых выражается его сущности, различаем внутренние и внешние функции государства.

К Внутренним относятся:

    1) установление и защита правового порядка и национальной безопасности

    2) организация и правление обществом (населением)

    3) защита прав и свобод населения

    4) экономическая функция

    5) культурно идеологическая

    6) экологическая и др.

К Внешним функциям относятся:

    1)  Развитие новых отношений экономического и другого характера сотрудничества с другими государствами

    2)  Защита международной безопасности и мира

    3)  Защита страны от внешнего вмешательства

    4)  Преодоление всемирного экономического кризиса

 

  1. Понятие и признаки права

Право рассматривается в 2-ух аспектах:

  1. Объективный  - право в объективном смысле представляет собой совокупность норм поведения, норм права, установленные или утвержденные государственной властью и которые регулируют основные главные общественные отношения; это правила поведения, которые обладают имперсональным и общим характером, выражают общественную волю, являются точно определенными и обязательными, исполнение которых в случае необходимости обеспечивается силой принуждения. (Совокупность всех норм и правил поведения, всё что занесено в законы).

Признаки объективного права:

  1. Совокупность, определенно организованная система правил поведения, тесно связанных между собой, то есть это правовые (юридические)  нормы, предусмотренные нормативными актами (законами, решениями правительства, декреты президента и др)
  2. Эти нормы установлены либо утверждены государственно властью, то есть формирование права – это монополия государственной власти
  3. Эти нормы обладают общим имперсональным характером, (ни один закон не предусматривает личного или персонального участия в условиях права, для всех одинаковый исход)
  4. Эти нормы поведения являются обязательными, и в случае необходимости обеспечиваются силой принуждения. (Если закон предусматривает делать или не делать, вы обязаны так поступать и вести себя)
  5. Эти нормы поведения выражают волю большинства населения
  6. Субъективное право – прерогатива, приоритет, предусмотренный в объективном праве и которым обладает каждый индивид. Последний обладает возможностью осуществлять какие либо действия, либо требовать эти действия от других лиц для обеспечения и реализации своих интересов и целей, необходимых  для жизни (право на труд, право заключать брак, право на образование – оно должно быть реализовано, потому закон предусматривает наличие органов исполнения).

 

5. Источники права

 

Под источником права понимают: форму выражения норм права, поэтому наз. формальными источниками права к таковым относится:

1.   Юридический обычай – это норма поведения которая формируется путём единого его исполнения длительный период из поколения в поколение. Юридический обычай как источник права характерен англосаксонскому праву (США, Великобритания и др.) в Молдове этот источник не является правом

2.  Юридический прецедент – означает что конкретное решение суда по конкретному делу приобретает обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел ниже стоящих инстанций. (так же англосаксонское право)

3.  Доктрина (наука) – включает в себя совокупность идей концепции теорий относительно норм права, правоотношений и права в целом. Доктриной является не прямым источником потому что никакой научный деятель не может указывать определенные обязательных действия, но наука стоит в истоках возникновения любого закона т.к. любой закон до его принятия должен быть сформулирован, создан, спроектирован, чем и занимаются научные деятели

4.  Нормативный договор – представляет собой соглашение между двумя или более участников отношения и которые имеет обязательный характер по отношению к ним, устанавливая определенные права или обязанности. Различают внутренние (национальные) нормативного договора (например: коллективный труд договор который заключается между организацией и представителей работников) и внешние (международные договора заключаются на меж–государственном уровне)

5.  Нормативный акт – это документ принятый в определенном порядке компетентными органами или должностными лицами. Нормативные акты делятся на:

–  законы

–  подзаконные нормативные акты

 

Законы – это нормативные акты, принятые парламентом.

Различаем:

      ●  Конституционные – определяют экономические, политические, социальные, 

                                         структурные основы государства.

      ●  Органические – которые регулируют основную часть отношений в государстве  

                              во всех направлении его деятельности (гражд. кодекс, уголовный,                              

                              административный, о выборах)

      ●  Ординарные – которые регулируют конкретный вид отношений (закон о векселях)

 

Подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановлением), министерством (положения), органы местного самоуправления, которые предусматривают правила поведения общего характера и которые не должны противоречить законам.

 

6. ПРИНЦИП ПРАВА

 

Под принципом права понимаем основную идею, фундамент систему права в целом, которая обеспечивает связь между нормами права. Различаем:

           - общие принципы – которые характерны всем отраслям права

           - межотраслевые принципы – характерны двум или более но не всем отраслям права

                        (например: принцип презумпции невиновности)

            - отраслевые принципы – те принципы которые характерны одной отрасли права

                        (принцип моногамности в семейном праве)

             (Моногамия — брак, единобрачие, историческая форма  

                        брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два 

                                             представителя противоположных полов.)

 

Общими принципами являются:

1)      принцип законности – все на основании законов (и формирование органов, и создание предприятий, и компетенция, право образования)

2)      принцип свободы и равноправия – означает, что все лица свободные и равны перед законом независимо от расы, полового признака, соц. принадлежности, занимаемой должности и т.д.

3)      принцип ответственности – означает, что все граждане обязаны отвечать за законные и незаконные действия

4)      принцип юстиции – означает, что в случае нарушения права лицо может обратиться в компетентные органы для разрешения конфликты справедливым путём.

5)      Принцип разделения властей – означает, что все три власти должны осуществляться различными органами независимыми друг перед другом и поэтому не разрешается, чтоб одно и то же лицо занимало две должности представляющие разные две власти.

 

 

7.  НОРМЫ ПРАВА

 

Норма права – это частица системы права в объективном смысле, поэтому ей характерны все признаки объективного права (см. четвертый вопрос)

Норма права структурно делится на три элемента:

  1. гипотеза – определяет условия и круг лиц, к которым относится
  2. диспозиция – определяет конкретное поведение субъекта (устанавливает права и обязанности)
  3. санкция – устанавливает меры стимуляции (поощрения) в случае соблюдения диспозиции или устанавливает наказание за не соблюдение правил поведения.

 

Нормы права классифицируются по различным критериям:

  1) в зависимости от их функции:

       а) регулятивные – которые обеспечивают нормальное развитие отношения в государстве путем их регулирования    устанавливая права и обязанности

       б) охранные нормы – которые обеспечивают порядок защиты нарушенных прав

  2) регулятивные нормы делятся на:

       а) императивные – которые устанавливают обязанности действовать 

                       определенным образом либо обязанность бездействия.

      б) диспозитивные – которые дают возможность участникам отношении   

                       самостоятельно выбирать то или иное действие.

  3) в зависимости от сферы действия:

      а) общие нормы – которые применяются на всей территории государства

      б) специальные нормы – кот относятся к определенной категории лиц и определяется на определенном участке                                                                                              государства

  4) в зависимости от периода действия:

                постоянные и временные.

 

Нормы права формируют систему права группируясь в определенные подгруппы, последние составляют элементы системы права таковыми являются:

      а) отрасли права – это совокупность норм права регулирующих определенные общественные отношения (гражданское, уголовное, административное право)

      б) правовой институт – совокупность норм права, регулирующие конкретный вид отношений из определенной отрасли права (институт права собственности, институт права наследования в гражданском праве)

Таким образом, система права состоит из совокупности отраслей права, которые в свою очередь включают в себя правовые институты.

 

8    Правоотношение

 

Это спец-связь между его участниками, которые обладают определёнными правами и обязанностями и осуществляют их с целью удовлетворения потребностей и своих интересов, а порядке обеспеченном и гарантированном законом. Любое правоотношение это общественное отношение, регулируемое нормами права. Правоотношение характеризуется следующими признаками:

     1) социальный характер – т.к. возникает между людьми

     2) вольный характер – означает что при вступлении в правоотношение а так же при их изменении или прекращении необходимо выражение воли участников.

     3) ценностный характер – т.е. по средством правоотношениям обеспечивается циркуляция или обмен различных ценностей, а так же защита права.

    4) исторический характер – любое правоотношение возникает на определенном этапе развития общества и развивается вместе с ним.

 

Любое правоотношение имеет определенную структуру элементами которой являются:

    1) субъекты – участники правоотношения, которое обладает определенными правами и обязанностями.

    2) объект правоотношения – это действие участников правоотношения по реализации прав или исполнение обязанностей.

    3) содержание правоотношения – это совокупность прав и обязанностей участников.

 

 

9    ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ

 

Юридическая ответственность – это мера принуждения применяемая к лицу нарушившему закон, мера которой состоит в  несении определенных последствий материального или личного характера.

Юридическая ответственность – право  возникающие между правонарушителем с одной стороны и государством и потерпевшей стороной с другой стороны. Юридическая ответственность возникает на основании правонарушения. Правонарушение в зависимости от социальной угрозы может быть проступком, преступлением, дисциплинарным нарушением и т.д. Правонарушение включает 4 элемента:

   1) объект – это на что посягает правонарушитель (конкретные правоотношение, конкретная ценность)

   2) субъект – это правонарушитель, который достиг определенного возраста и находится в здравом уме.

   3) объективная сторона – включает в себя непосредственно то действие или бездействие посредством, которого и нарушается закон. Так же объективная сторона включает (место, время, способ совершения правонарушения, нанесенный ущерб) а так же причинную связь между правонарушением и ущербом.

   4) субъективная сторона – определяет отношение правонарушителя к характеру и последствия своих действий или бездействии противоречащих закону, сюда входят (вина и мотив)

            Вина бывает 2 форм:

                        а) умысел (прямой, косвенный)

                        б) неосторожность (небрежность, самонадеянность)

            Мотив (месть и др.)

 

 

скачать:

Радио
Радио OnLine
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Радио
Онлайн Кинотеатр
Block title
<
Copyright MyCorp © 2024Яндекс.Метрика
Радио онлайн