Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Опрос сайта
Как вам обновленный сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Ужасно
4. Неплохо
5. Плохо
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 12

Статистика
Яндекс.МетрикаHitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
*LPR793/2000 Оригинальная версия
Внутренний номер:  332272 
Varianta în limba de stat
Оригинальная версия
Карточка документа

Республика Молдова
ПАРЛАМЕНТ
ЗАКОН Nr. 793 
от  10.02.2000
об административном суде
Опубликован : 18.05.2000 в Monitorul Oficial Nr. 57-58     статья № : 375     Дата вступления в силу : 19.08.2000
    * Повторно опубликован на основании Постановления Парламента № 1546-XIII от 25.02.98 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1998 г., № 26-27, ст. 176.

Изменен и дополнен законами Республики Молдова:

1) № 726-XV от 7.12.01 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2001 г., № 152-154, ст. 1229;

2) № 833-XV от 7.02.02 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2002 г., № 36-38, ст. 218;

3) № 1163-XV от 27.06.02 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2002 г., № 100-101, ст. 747;

4) № 106-XV от 13.03.03 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2003 г., № 77-79, ст. 350;

5) № 236-XV от 5.06.03 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2003 г., № 126-131, ст. 517;

6) № 482-XV от 4.12.03 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2004 г., № 6-12, ст. 48;

7) № 452-XV от 30.12.04 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2005 г., № 13-16, ст. 57;

8) № 375-XV от 29.12.05 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2006 г., № 16-19, ст. 72;

9) № 270-XVI от 28.07.06 г. – Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2006 г., № 126-130, ст. 645.


    Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Назначение административного суда
    (1) Административный суд как институт права имеет целью пресечение злоупотребления властью и превышения полномочий органами публичной власти, защиту прав личности в соответствии с законом, упорядочение деятельности органов публичной власти, обеспечение правопорядка.
    (2) Любое лицо, считающее себя ущемленным в каком-либо своем законном праве органом публичной власти посредством какого-либо административного акта или неудовлетворением прошения в предусмотренные законом сроки, вправе обратиться в компетентный административный суд в целях аннулирования акта, признания своего права и возмещения причиненного ему ущерба.
Статья 2. Значение некоторых терминов 
    В целях настоящего закона следующие термины используются в значении:
    административный спор - спор, разрешаемый компетентным административным судом, вызванный каким-либо административным актом или неудовлетворением в предусмотренные законом сроки прошения, касающегося признания законного права, хотя бы одной из сторон которого является орган публичной власти или служащий этого органа;
    административный суд - судьи, назначенные в судах, коллегии или составы административного суда апелляционных палат, коллегия административного суда Высшей судебной палаты, уполномоченные законом осуществлять судебную проверку законности административных актов, издаваемых органами публичной власти в связи с организацией исполнения и исполнением закона, а также с управлением публичными делами;
    орган публичной власти - любая организационная структура или орган, учрежденные законом или нормативным административным актом и действующие как публичная власть в целях реализации общественных интересов. В настоящем законе к органам публичной власти приравниваются субъекты частного права, исполняющие функции публичной власти или использующие общественное владение, уполномоченные законом оказывать общественно полезные услуги, в том числе лица, предоставляющие нотариальные услуги;
    административный акт - одностороннее юридическое выражение воли, нормативного или индивидуального характера, органа публичной власти в связи с организацией исполнения или исполнением закона. В настоящем законе к административному акту приравниваются административный договор, а также неудовлетворение прошения в предусмотренные законом сроки;
    административный договор - договор, заключаемый органом публичной власти в силу своих прерогатив, объектом которого являются: управление и использование имущества, находящегося в публичной собственности; осуществление общественно полезных работ; оказание общественно полезных услуг; деятельность государственных служащих, обусловленная трудовыми отношениями, регулируемыми юридическим статусом этих служащих;
    административно-юрисдикционный акт - правовой акт, изданный административно-юрисдикционным органом в целях разрешения какого-либо конфликта в соответствии с установленной законом процедурой;
    административно-юрисдикционный орган - административный орган или подразделение такого органа, наделенные законом юрисдикционными полномочиями;
    исключительно политический акт - акт, касающийся отношений Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства, акт о назначении на исключительно политические публичные должности и об освобождении от таких должностей, а также декларации, обращения, резолюции, послания, письма и другие акты подобного рода, издаваемые публичными властями, не имеющие юридических последствий;
    акт военного командования - административный акт по исключительно военным вопросам, касающимся функционирования вооруженных сил;
неудовлетворение прошения в предусмотренные законом сроки - отказ в принятии прошения или оставление заявителя без ответа по истечении 30-дневного срока со дня регистрации прошения органом публичной власти, если законом не предусмотрен иной срок;
    ущемленное в правах лицо - любое физическое или юридическое лицо, считающее себя ущемленным в каком-либо своем законном праве органом публичной власти посредством какого-либо административного акта или неудовлетворением прошения в предусмотренные законом сроки;
    предварительное заявление - заявление о пересмотре административного акта индивидуального или нормативного характера издавшим его органом или вышестоящим органом;
общественная служба - деятельность в общественных интересах, организованная или разрешенная органом публичного управления;
    государственный служащий - лицо, назначенное или избранное на ответственную или исполнительную должность в органе публичной власти, а также приравненный к нему настоящим законом другой субъект частного права;
    общественные интересы - интересы, защищаемые нормами, регламентирующими организацию и функционирование общественных учреждений и других субъектов публичного права.

Глава II
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ИСКА 
В АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД


    Статья 3. Объект иска в административный суд
    (1) Объектом иска в административный суд являются административные акты нормативного и индивидуального характера, ущемляющие какое-либо законное право лица, в том числе третьего лица, изданные:
    а) органами публичной власти и приравненными к ним настоящим законом другими органами;
    b) подразделениями органов публичной власти;
    с) служащими органов, предусмотренных пунктами а) и b).
    (2) Объектом иска в административный суд может быть и нерассмотрение в предусмотренные законом сроки какого-либо прошения, касающегося законного права заявителя.
    Статья 4. Неподсудные административному суду акты
    Административному суду не подсудны:
    а) исключительно политические акты Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства, а также административные акты индивидуального характера, изданные Парламентом, Президентом Республики Молдова и Правительством при исполнении полномочий, прямо предусмотренных конституционными или законодательными нормами, касающиеся избрания, назначения и смещения с публичных должностей официальных государственных лиц, представляющих особые политические или общественные интересы;
    b) административные акты дипломатического характера, относящиеся к внешней политике Республики Молдова;
    с) законы, указы Президента Республики Молдова нормативного характера, ордонансы и постановления Правительства нормативного характера, международные договоры, одной из сторон которых является Республика Молдова, подлежащие контролю конституционности;
    d) акты военного командования;
    е) административные акты, касающиеся национальной безопасности Республики Молдова, исполнения режима чрезвычайного положения, принятия органами публичной власти чрезвычайных мер в целях борьбы со стихийными бедствиями, пожарами, эпидемиями, эпизоотиями и другими подобными явлениями;
    f) административно-юрисдикционные акты о наложении административного взыскания и другие административные акты, для отмены которых или для внесения изменений в которые законом предусмотрена иная судебная процедура;
    g) распорядительные акты, изданные органом публичной власти в качестве юридического лица в связи с управлением и использованием имущества, относящегося к его частному владению;
    h) административные акты, изданные во исполнение окончательных судебных решений.
    Статья 5. Субъекты, имеющие право обращения в административный суд
    Субъектами, имеющими право обращения в административный суд, являются:
    а) лицо, в том числе государственный служащий, военнослужащий, лицо со статусом военнослужащего, считающее себя ущемленным в каком-либо своем законном праве органом публичной власти посредством какого-либо административного акта или неудовлетворением прошения в предусмотренные законом сроки, - в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего закона;
    b) Правительство, Министерство местного публичного управления, территориальное управление администра-тивного контроля Министерства местного публичного управления, председатель района и примар – согласно Закону о местном публичном управлении;
    с) прокурор, опротестовывающий акты, изданные органами публичной власти, в соответствии со статьей 5 Гражданского процессуального кодекса;
    d) парламентский адвокат, обжалующий админи-страти-вные акты по обращению ущемленного в правах лица, - в порядке, предусмотренном Законом о парламентских адвокатах;
    e) судебные инстанции общей юрисдикции и специализированные судебные инстанции, делающие запрос о законности административного акта, - в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего закона;
    f) другие лица в соответствии с действующим законодательством.

Глава III
ЮРИСДИКЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 
АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА


    Статья 6. Юрисдикционная компетенция
    (1) Рассмотрение исков о незаконности административных актов входит в компетенцию:
    a) судов;
    b) апелляционных палат;
    c) Высшей судебной палаты.
    (2) Для рассмотрения исков о незаконности административных актов в апелляционных палатах и Высшей судебной палате создаются специализированные коллегии.
    (3) В апелляционных палатах, где нет возможности создать коллегии административного суда, для рассмотрения исков о незаконности административных актов председатель соответствующей инстанции формирует составы административного суда или назначает судей.
    (4) В судах иски о незаконности административных актов рассматриваются судьями, назначенными председателем соответствующей инстанции.
    Статья 7. Компетенция судов
    (1) Суды рассматривают споры, касающиеся неудовлетворения в установленный срок прошений и проверки законности административных актов, изданных или принятых органами публичной власти, созданными и действующими на территории села, коммуны или города для защиты интересов и решения проблем местных сообществ, децентрализованными общественными службами, созданными на условиях автономии в соответствующей административно-территориальной единице, государственными служащими указанных органов и служб и субъектами частного права соответствующего уровня, предоставляющими публичные услуги.
    (2) На основании законодательства о местном публичном управлении суды рассматривают заявления об установлении обстоятельств, оправдывающих приостановление деятельности местного совета.
    (3) На основании законодательства о выборах суды рассматривают жалобы, относящиеся к нарушениям избирательного права, за исключением тех, рассмотрение которых законом отнесено к компетенции других судебных инстанций.
    (4) Суды рассматривают споры об отказе нотариальных органов осуществлять отдельные нотариальные акты, а также проверяют законность осуществленных нотариальных актов, за исключением случаев, когда между заинтересованными лицами возникает спор о частном праве, вытекающий из обжалованного нотариального акта, когда дело рассматривается в порядке гражданского иска.
    Статья 8. Компетенция апелляционных палат
    (1) Апелляционные палаты рассматривают в первой инстанции споры, касающиеся неудовлетворения в установленный срок прошений и проверки законности административных актов, изданных или принятых органами публичной власти, созданными и действующими на территории района, муниципия, автономного территориального образования с особым правовым статусом для защиты интересов и решения проблем населения административно-территориальной единицы, децентрализованными общественными службами, созданными на условиях автономии в соответствующей административно-территориальной единице, деконцентрированными общественными службами, государственными служащими указанных органов и служб, а также субъектами частного права соответствующего уровня, приравненными к органам публичной власти, предоставляющими публичные услуги.
    (2) На основе законодательства о местном публичном управлении апелляционные палаты рассматривают заявления об установлении обстоятельств, оправдывающих приостановление деятельности районного совета.
    (3) Кроме споров, перечисленных в частях (1) и (2), Апелляционная палата Кишинэу в качестве административного суда рассматривает в первой инстанции споры, касающиеся неудовлетворения в установленный срок прошений и проверки законности административных актов, изданных или принятых центральными отраслевыми органами публичного управления, автономными публичными органами, созданными центральными публичными властями, и государственными служащими указанных органов.
    (4) В соответствии с Кодексом о выборах Апелляционная палата Кишинэу осуществляет проверку законности постановлений Центральной избирательной комиссии о нарушении законодательства о выборах.
    (5) Проверка законности административных актов, принятых или изданных центральными органами публичной власти Гагаузии, относится к компетенции апелляционной палаты Комрата.
    (6) В соответствии с законом апелляционной палатой могут быть рассмотрены в первой инстанции и другие категории дел.
    (7) В качестве кассационной инстанции апелляционная палата рассматривает кассационные жалобы на решения, вынесенные судами.
    Статья 9 исключена.
    Статья 10. Компетенция Высшей судебной палаты

    (1) Высшая судебная палата в первой инстанции:
    a) осуществляет контроль законности административных актов индивидуального характера, принятых и/или изданных Парламентом, Президентом Республики Молдова и Правительством, посредством которых ущемлены права и законные интересы физических и юридических лиц, за исключением административных актов, не подсудных административному суду;
    b) осуществляет проверку законности постановлений Высшего совета магистратуры в случаях, предусмотренных законом.
    (2) В соответствии с законом Высшая судебная палата рассматривает в первой инстанции и другие категории дел.
    (3) В качестве кассационной инстанции Высшая судебная палата рассматривает кассационные жалобы на решения, вынесенные в первой инстанции апелляционными палатами, а также другие кассационные жалобы, подсудные ей в соответствии с законом.
    Статья 11. Территориальная подсудность
    Административные иски подаются в суды или апелляционные палаты по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, за исключением случаев, когда законом установлена иная компетенция.
    Статья 12. Передача дела по подсудности. Конфликт компетенций
    (1) Если при рассмотрении дела административный суд устанавливает, что спор относится к компетенции другой судебной инстанции, он выносит соответствующее определение и передает дело по подсудности.
    (2) Если при рассмотрении дела административный суд устанавливает, что одно из исковых требований относится к компетенции судебной инстанции общей юрисдикции, за исключением случаев, когда материальный ущерб причинен обжалуемым административным актом, он выносит не подлежащее обжалованию определение о выделении соответствующего искового требования и передаче его по подсудности.
    (3) Конфликт компетенций между судами и коллегиями или составами административных судов апелляционных палат разрешается Гражданской административной коллегией Высшей судебной палаты.
    Статья 13. Запрос о законности
    (1) Законность административного акта нормативного характера, изданного органом публичной власти, может быть рассмотрена в любое время в рамках процесса по делу, относящемуся к общему праву, в исключительном порядке по запросу суда или по заявлению заинтересованной стороны.
    (2) Определение, посредством которого делается запрос о законности в административный суд, выносится в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса.
    (3) Установив, что от административного акта зависит разрешение спора по существу, судебная инстанция направляет свое мотивированное определение в компетентный административный суд и приостанавливает судопроизводство по данному делу.
    (4) Административный суд рассматривает запрос о законности в десятидневный срок с вынесением по нему решения именем закона.
    (5) Решение административного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в пятидневный срок.
    (6) Жалоба на отмену решения, вынесенного по запросу о законности, рассматривается в десятидневный срок.
    (7) После рассмотрения запроса о законности административный суд возвращает дело вместе со своим окончательным решением судебной инстанции, обратившейся к нему с запросом о законности.
    (8) Административные акты или некоторые их положения, объявленные незаконными, утрачивают юридическую силу со дня оставления в законной силе решения административного суда и не могут в дальнейшем применяться.
    (9) Юридические последствия административного акта нормативного характера, объявленного незаконным, устраняются принявшим или издавшим его органом власти.


Радио
Радио OnLine
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Радио
Онлайн Кинотеатр
Block title
<
Copyright MyCorp © 2024Яндекс.Метрика
Радио онлайн